2 декабря, Понедельник

Анна ГЕРМАН — наш компас земной…

В День всех влюблённых – 14 февраля – родилась одна из самых любимых в СССР и в Польше (у нас, наверное, во сто крат больше!) певиц — Анна Герман. Сегодня ей исполнилось бы 85 лет. Биограф известной певицы, основатель Международного клуба ее поклонников, давний друг семьи Герман, частый гость в Варшаве Иван Ильичёв-Волкановский приоткрыл корреспонденту МУЗОНа некоторые «завесы тайны» над жизнью обожаемой миллионами певицы.

                                             АННА ГЕРМАН – НЕ ПОЛЬКА

     Все биографии Анны Герман начинаются со слов «Анна Герман – польская певица…». Это стало причиной того, что люди повсеместно считали Анну не только польской подданной, но и полькой по крови. Однако в Анне Герман нет ни капли польской крови! По линии отца – она потомственная немка, а по линии матери – голландка. Но в СССР в 30-е годы, когда родилась Герман, к семьям с таким происхождением относились однозначно – их считали врагами народа, и поэтому большая часть родственников будущей советской звезды была расстреляна и сгинула в сталинских лагерях. Отец Анны – Ойген Герман — был расстрелян в одном из сибирских лагерей в 1937 году, когда его дочери был всего годик… Тогда мать Анны поняла, что лучший способ остаться в живых – это не задерживаться подолгу нигде, чтобы не примелькаться. В период с 1937 по 1946 годы Ирма на руках с Анечкой и с бабушкой жили в Ташкенте, Орловке, Рометане, Джамбуле… В Джамбуле же Ирма заключила фиктивный брак с поляком Германом Бернером, и, воспользовавшись репатриацией поляков из Средней Азии, прикинувшись родственниками польского офицера, семья уехала в Польшу…  Послевоенная Польша была разрушена, кругом царили нищета и голод, и Ирма, обосновавшись в Силезии, тайком едет в город Лодзь и путем подкупа ей удается сделать документы, гласящие, что отец Анны – поляк, родившийся в Лодзи. Этот шаг спас им тогда жизнь. А Анне Герман обеспечил безупречную биографию дочери поляка. Никакие органы безопасности ни в Польше, ни в СССР не додумались проверить родословную Герман. Если бы в Союзе узнали, что эта семья сбежала из страны тайком под видом польских репатриантов, то карьера Анны Герман сложилась бы, мягко говоря, иначе. Не исключено, что и её саму могла постичь участь ее родственников.

                                             ТАЙНАЯ ЛЮБОВЬ

     «На рассвете» карьеры в 1964 году Анна первый раз приехала в Москву и познакомилась с композитором Вадимом Гамалией.  Оркестр Гамалии в те годы аккомпанировал всем заезжим иностранцам, но приезд  Анны Герман перевернул всё в жизни молодого композитора и дирижера. Он безоглядно влюбился в молодую певицу с ангельским голосом! В первые же дни знакомства Вадим Гамалия подарил ей несколько своих песен («Город влюбленных», «По грибы», «Без тебя»), и она их записала на фирме «Мелодии», а потом были длительные гастроли по СССР. Во время гастролей композитор ни на шаг не отходил от Анны, иногда ее даже смущало столь навязчивое ухаживание. Очевидцы говорят, что Вадим где-то по блату даже сумел достать любительскую кинокамеру и фиксировал все шаги певицы за кулисами и на сцене… Анна не отклоняла его ухаживаний, но и не отвечала взаимностью. А когда по музыкальной тусовке пополз слух о том, что у Герман и Гамалии роман, Анна возмутилась. Она поняла, откуда «растут ноги» у этой сплетни, и довольно резко объяснилась с Вадимом. Но тому было всё равно – он словно витал в облаках. И тогда певица демонстративно перестала его замечать на людях. Например, заходила в аппаратную студии «Мелодия» и здоровалась со всеми, кроме него.  Как-то она сказала: «Не люблю и не уважаю мужчин, которые выставляют свои отношения с женщиной напоказ. Вадим именно такой, поэтому мы не можем общаться». Кстати, во время записи песни Вадима Гамалии «По грибы» произошла интересная история. Вот что рассказала однажды об этом старейший редактор фирмы «Мелодия», легендарная Анна Николаевна Качалина. —  На худсовете, когда прослушивали песню «По грибы», сказали, что если бы это спела не Герман, то это было бы пошловато. Придрались к строчке «Ох, и страшно, мальчики, в лес ходить одной!». Говорили, что «это не её песня», мол, зачем она взяла ее, «почему в одном диске три песни Гамалии? Что, разве нет других композиторов?!» И я, и Анна объясняли, что эта песня входит в гастрольную программу Герман, которую знают в СССР. «У вас никто покупать не будет. Это неизвестные вещи!» — говорили на худсовете про эту пластинку. Но – покупали! И еще как покупали! Кстати, после Анны Герман эту же песню записала молодая Алла Пугачева, а позже на авторских вечерах Вадима Гамалии её часто исполняла Валентина Толкунова.

КАК АННУ ГЕРМАН ЧУТЬ НЕ УБИЛ АВТОР ПЕСЕН АНДРЕА БОЧЕЛЛИ

…В 1967 году Анна Герман подписала трехлетний контракт с итальянской звукозаписывающей компаний и поехала в Милан. Надо отметить, что певцы тогдашнего соцлагеря даже и представляли себе, что такое настоящий шоу-бизнес. Герман, одной из первых, пришлось столкнуться с этим в Италии. Ее приезд в Милан начался с бесконечных похождений по бутикам и Домам Моды, пресс-конференций, рекламных акций и съемок. У Анны был свой продюсер – Пьетро Карриаджи, который занимался раскруткой молодой певицы на итальянском рынке. Видимо, продюсер рассчитывал хорошо заработать на голосе Герман, если он вкладывал деньги в  многочисленные рекламные акции – например, в почтовых ящиках итальянцев в один прекрасный момент оказались конверты, внутри которых – фото Анны Герман с приятными пожеланиями. Этот рекламный трюк тогда хорошо подействовал. Продюсеру также важно было участие его подопечной в фестивале «Сан-Ремо-67». Была заплачена круглая сумма в полмиллиона лир за то, чтобы Анну Герман допустили участовать в этом фестивале.  Ей, конечно, не дали войти и в финал, но зато в Виареджо она получила «Оскар делла Симпатия» как самая любимая итальянцами певица и приняла участие в фестивале неаполитанской песни. Но… карьера Герман в Италии была прервана. 27 августа 1967 года она попала в страшную автокатастрофу под Болоньей по дороге в Милан. На скорости 160 км/ч певицу выбросило ударной волной из спортивного «Фиата – 850» на 20 метров от машины! Ее водитель, 20-летний пианист Ренато Серио, заснувший за рулем злополучного «Фиата», отделался легкими ушибами и до сих пор жив. Он пишет музыку к кинофильмам и является автором композиций в репертуаре Андреа Бочелли. А ведь когда-то он чуть не отправил на тот свет великую певицу!  У Анны  были переломаны левая рука, левая нога, ключица, она получила многочисленные тяжёлые раны на голове. Спасло то, что не было сломан позвоночник. Два с лишним месяца Анна  Герман провела в итальянских клиниках, но обслуживание было слишком дорогое, а продюсеры отказывались оплачивать ее лечение…  И если бы не мама Ирма и не жених Анны — Збигнев Тухольский, то Герман отправилась бы на тот свет еще в 1967 году в Италии.

                                       ПРЕДЛОЖЕНИЕ МУЖУ СДЕЛАЛА ПЕРВОЙ

            Во всех источниках рассказана красивая история о том, как жених Анны Збигнев Тухольский сделал ей предложение в тот момент, когда она была больна после Италии. Однако на самом деле всё было совсем иначе. Збигнев  вспоминает, как в 1972 году Анна должна была пройти курс реабилитации в польском горном курорте Закопане. Незадолго до поездки она сказала ему: «Возьми все необходимые документы и предупреди в ЗАГСе, что мы будем расписываться не в Варшаве, а в Закопане. Только никто не должен знать – даже родственники! Этот поступок в своей жизни я хочу совершить самостоятельно.» Сказано это было так, как будто вопрос о свадьбе давно решен. Збышек не задавал лишних вопросов, а просто сделал так, как сказала Аня. 23 марта в Закопане они случайно встретили  одного своего приятеля Михала, который и стал их свидетелем на свадьбе. А свидетельницей была… массажистка певицы Зося. Ни родственников, ни журналистов – никого не было на этом событии. О том, что Анна и Збигнев расписались, их родные узнали уже позже в Варшаве.

РОДИЛА СЫНА ВОПРЕКИ ЗАПРЕТАМ ВРАЧЕЙ

            «Если вы решитесь рожать, вы можете умереть. За последствия мы не отвечаем» — сказали варшавские врачи в один голос Анне, когда она на раннем сроке беременности весной 1975 года пошла на обследование. Объективно врачи были правы – Анне было уже 39 лет, последствия итальянской аварии были плачевными, но она считала, что с ней ничего не может случиться и не послушала врачей. Она даже перестала ходить на анализы и обследования. В больницу артистка явилась только тогда, когда пришел срок рожать.  В ноябре 1975 года на свет появился Збышек – сынок, которого Анна полюбила больше всего на свете. Почти на 2 года она оставила сцену, прекратила гастроли, записи, съёмки и занималась только воспитанием сына…  Когда Анна записала знаменитую «Колыбельную» («Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной…») – все поголовно решили, что это именно та колыбельная, которую Герман поет своему сынишке. Но сама Анна развенчала этот слух: «Сыночек мой совсем не любит, когда я ему пою. Ему больше по душе фальшивый бас моего супруга… Ему неважно, что папе медведь на ухо наступил, ему просто нравится как он «поет». А вот когда пою я, мой сыночек плачет». Збышек оказался далёк от музыки, далёк от искусства. Он – настоящий технарь, сейчас – специалист по ремонту локомотивов, имеющий дополнительно историческое и богословское образование. Он пишет книги, преподает, а своё «паровозное» хобби превратил в хороший заработок.  По-прежнему, как и много лет назад, он практически не слушает песен мамы. Ведь она ушла из жизни, когда ему было всего 6 лет…

КУПИЛА ДОМ, ПРОДАВ ДРАГОЦЕННОСТИ

            В 1978 году Анна и Збигнев покупают собственный дом в Варшаве, но проблема была в том, чтобы расселить всех жильцов из бывшего коммунального дома, т.е. всем нужно было предоставить жильё. Купить квартиры нужно было 5 семьям! Это стало настоящим мучением! Денег катастрофически не хватало, а Анне надоело жить в маленькой квартире, где было просто не развернуться. И она решается на изматывающие гастроли по СССР. Весной 1979 года – на два месяца по Средней Азии, зимой – Украина, Ленинград, Прибалтика. В общей сложности было спето более 70 концертов, зачастую по 2 в день. Организм не выносил такие нагрузки. В Алма-Ате начались проблемы со здоровьем… Но Анна  соглашалась на уговоры администраторов о дополнительных концертах. Ведь это означало – наличные деньги. Имея на руках деньги, Анна могла купить драгоценности. Так, после концерта в Джамбуле певица отправилась в казахское село Мерке, находящее на трассе Джамбул — Фрунзе. Там в ювелирном отделе местного магазина она приобрела драгоценные камни и украшения. Об этом визите никто не был предупреждён, Анна приезжала частным образом. Впоследствии эти украшения Герман привезла в Польшу, где Збигнев через друзей и знакомых сбывал эти камни за неплохие деньги. «А на что мы должны были купить дом? Без этого покупка была нам не под силу…» — говорит он сейчас. Удалось выяснить, что советские и польские таможенники настолько были очарованы Анной, что никогда не проверяли её чемоданы. Поэтому через границу она провозила такие «вещи» легко.

«ЧЕСНОЧНЫЕ PARTY» от АННЫ ГЕРМАН

      Музыканты вспоминают, как на гастролях Анна неоднократно устраивала «чесночные вечеринки». По особому случаю она приглашала к себе в номер весь коллектив. На столе была огромная тарелка с бутербродами: белый хлеб с маслом, обильно посыпанный мелко рубленным чесноком. Это было очень аппетитно (чеснок возбуждает аппетит), на запах изо рта никто не обращал внимания, но после в течение двух дней музыканты мучались болями в желудке от количества съеденного чеснока.  И только Анне всё было нипочем. Она так любила чеснок, что добавляла его везде. Рецепт ее фирменного плова – рис, много моркови и 7-8 головок чеснока! В голубцы на кастрюлю она добавляла 6 головок чеснока. В Польше хороший чеснок было достать проблематично, поэтому Анна всегда тащила из Москвы целый пакет любимого «лакомства». Был у нее здесь в Москве друг Борис Метальников, который специально для Анны бегал на центральный рынок и покупал отборный крупный чеснок. Также из СССР Анна увозила домой по нескольку килограммов  селедки, овсяные хлопья и даже горчичный порошок. Этим порошком она, оказывается, мыла голову, отчего цвет ее волос становился золотистым. Своему мужу и сыну Анна привозила сладости – сыночку овсяное печенье, которое он обожал, а также конфеты, чернослив в шоколаде, орехи в шоколаде…

В ПОЛЬШЕ АННУ ГЕРМАН ПО-ПРЕЖНЕМУ ИГНОРИРУЮТ

            В России ежегодно выходят программы об Анне Герман на телевидении, снят художественный фильм о судьбе певицы, регулярно проходят концерты её памяти и издаются диски с её записями. В Польше же ситуация обстоит иначе. Публика прекрасно помнит Анну и любит её песни. Но СМИ упорно замалчивают все даты и все юбилеи, связанные с её именем. Когда центральное польское издание  «Газета Выборча» опубликовала результаты опроса россиян, кого из знаменитых поляков они знают лучше всего, то Анна Герман была на первом месте. На втором – Барбара Брыльска и Шопен.  Для поляков это был нонсенс, т.к. их национальные герои – совсем другие люди. Забавный факт – в августе одна из польских радиостанций поставила песню Анны Герман «Греческое вино» в топ-лист для голосования. Слушатели должны были выбрать, какие песни им больше нравятся. Так вот за неделю голосования на этом радио Анна Герман уверенно заняла первые позиции, опередив таких знаменитостей как Леди Гага, Энрике Иглеиас и Рианна!  Легендарный польский ВИА «Червоны гитары» оказался вообще в нижней строчке хит-парада. При этом ни одна польская газета или журнал и по сей день ни словом не вспоминают о том, что была такая певица. Никак не могут простить ей советского прошлого. Хотя факт остается фактом – во всем мире для меломанов имя Анны Герман – в первых строках польской эстрады. Но только не для польских журналистов.