4 августа, Среда

Евгений ДОГА: «Я люблю движение и развитие…»

     Сегодня, в первый день весны и красивого молдавско-румынского праздника «Мэрцишор» отмечает свой день рождения известный молдавский композитор, народный артист СССР Евгений ДОГА — автор музыки более чем к двумстам кино- и телефильмам, («Табор уходит в небо», «Лаутары», «Анна Павлова», «Мой ласковый и нежный зверь», «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие»), почти к ста песням, многочисленным балетам, симфониям, камерным, хоровым и вокальным произведениям. Кроме того, в 2000 году он официально признан «Человеком чести» второго тысячелетия» и автором гимна его родного города Кишинева, осенью 2001-го награжден почётной медалью имени Вавилова — это ли не признание «лирику» от «физиков»! Однако несмотря на возраст и столь серьёзный послужной список, в жизни Дога — удивительно контактный и доступный человек, обладающий потрясающим искусством рассказчика и отличным чувством юмора.

— Евгений Дмитриевич, говорят: » Твой дом — там, где твое сердце». Какое место на земле вы называете своим домом?

— К великому сожалению, наша главная болезнь в том, что мы потеряли ощущение дома, ощущение того очага, с которого, как поётся в песне, начинается Родина. Ведь начинается она с порога материнского дома. Любя свой дом, ты будешь оберегать дом друга. Поэтому для меня и тогда, и сейчас очень конкретные очертания имеет и дом, и улица, и порог материнский, и это является самым сильным источником подпитки, который придаёт мне силы, дарит какие-то определённые образы, даёт вдохновение. Никогда не забываю отчий дом в селе Мокра, где я родился — он в Молдавии на левом берегу Днестра. Сейчас я большую часть времени живу в Москве — здесь мой другой дом, российский, где за много лет сложилась своя духовная аура.

— Насколько мне известно, семья у вас тоже русско-молдавская: ваша жена — москвичка. Где же вы нашли друг друга?

— Познакомились мы как раз в Кишиневе. Наташа закончила московский институт и после экзаменов приехала отдохнуть в Молдавию к своей тетке. Провела она в Кишиневе целый месяц и, наверное, каждый день ходила мимо моих окон, но я не смотрел на прохожих, потому что учился тогда в консерватории, у меня было много работы, я занимался сочинением фуг и прочих других заданий, которые мне полагались. Но в 11 часов вечера, как правило, я выходил на улицу, садился на мотороллер, который у меня тогда был приобретен в кредит, и ехал в центр города, потому что сам жил на очень дальней окраине во дворе Телецентра. И вот однажды выхожу из дома и вижу девушку, которая гуляет — было лето, очень тепло и красиво, у нас на юге вообще прекрасные ночи — хоть и не Сочи. Я ей в шутку: «Не хотите ли прокатиться?» Думал — откажется, а она говорит: «Почему бы и нет?» Мы поехали за город. Это был её предпоследний день в Кишиневе, и она должна была уезжать в Москву, чтобы выйти на работу. И хотя в то время я был уже взрослым парнем — за 25 перевалило, и я мог бы, конечно, себе что-то в отношении девушки позволить, — даже намёка такого у меня в мыслях не возникло! Мне было просто очень интересно с ней общаться, я помню очень яркую луну на небе, под которой мы беседовали на совершенно разные темы. Наташа оказалась очень развитой, читающей девушкой, я тоже любил книги, поэтому у нас нашлось довольно много общего для разговора. И где-то часа через три, когда мы вернулись к ее тётке, она вдруг заявляет ей: «Тетя Клава, мы с Женей решили пожениться!» Я думаю: «Ну ничего себе, очень интересно!» Мы же ведь об этом вообще не говорили! Тётка отвечает: «У тебя есть родители, позвони домой!» Она звонит в Москву, мама берёт трубку — и просто в обмороке. Как мне потом стало известно, в Москве у нее был человек, с которым она была знакома задолго до меня и собиралась за него выходить замуж. Но вот решила поменять свою судьбу. Трубку взял папа, говорит: «Да что ты, доченька, давай приезжай домой!» Но доченька домой не поехала, а через неделю мы приехали уже с ней вдвоём.

— То есть практически Наташа сама сделала вам предложение.

— Думаю, что я вряд ли осмелился бы это сказать и предложить ей, и слава Богу, что она сама проявила инициативу, что совпало и с моим ощущением. Это, наверное, был просто голос судьбы, потому что мы с ней вместе живем всю жизнь.

— Никто из вас за столь долгое время не давал друг другу поводов для ревности?

— У нас не было даже разговоров на эту тему! Я такие вещи не понимаю — они просто бессмысленны. Повод всегда можно найти — если поискать. Мы не искали этих поводов. Без доверия невозможно осуществить любое дело, тем более семейное, удержать что-то важное и хорошее. Поэтому доверие друг к другу в нашей семье — в первую очередь. Для чего же мы тогда живем вместе — чтобы друг друга терзать?

Евгений ДОГА с женой Натальей.

— Это правда, что дом в Кишиневе, где сейчас живет ваша большая семья, построен по вашему личному проекту?

— Этот одноэтажный особняк в самом центре Кишинева построен еще в 1918 году, а вот реконструирован — да, так как хотел я. Когда проектный институт сделал чертежи его переоборудования, я их посмотрел и понял, что получится совсем не тот дом, в котором я хотел бы жить. Тогда я с помощью своих друзей-архитекторов составил свой проект. В масштабе, на бумаге сам все расчертил, как мне нужно, и через полгода работы продолжились уже по нему.

— А потом вашей соседкой стала певица Надежда Чепрага… Как это получилось?

— Вы знаете, мы с женой — «совки», люди, обладающие советским менталитетом. Мы воспитаны в духе скромной достаточности. И когда мэр города предложил нам взять весь этот дом, мы подумали: «Зачем он нам, такой большой?» В то время в трёх комнатах этого особняка была какая-то контора, которая собиралась оттуда выехать, и мы стали думать, кому бы эти комнаты отдать. В случайном разговоре я предложил Чепраге. Хотя Надя жила совсем недалеко, на соседней улице, в хорошей квартире, она загорелась этой идеей, посмотрела свою половину и сказала, что готова переселиться. Сама задумка была очень хорошая: она певица, я композитор, работали вместе, всегда друг у друга «под рукой».

— В репертуаре Чепраги действительно более десятка ваших песен. А вы помните, как познакомились?

— Было это, когда я только что написал «Весёлую свадьбу» — зажигательную молдавскую песню в народном стиле, которую решило взять в одну из музыкальных программ наше телевидение. И вот вместе с редактором ТВ мы стоим на крыше Телецентра, любуемся красотой раскинувшегося внизу Кишинева и решаем, кто же эту песню будет исполнять. Сошлись во мнении, что это должна быть красивая артистка с чистым, бархатным голосом. Я «озадачил» всех своих знакомых, чтобы мне нашли молодую девушку, умеющую петь. И вот спустя какое-то время мне позвонили и рассказали о девушке по имени Надя, которая только что закончила школу и поёт народные песни в самодеятельном ансамбле при какой-то строительной организации. Когда она появилась, мы просто обалдели от ее красоты и фигуры — талия, как иголочка! Я заставил её выйти на ту же крышу Телецентра, показал с высоты залитый солнцем город и предложил песню «Весёлая свадьба». Юная Надюша Чепрага послушала и сказала, что музыка её устраивает, а вот слова — не очень. На что я ответил: «Не нравится — напиши лучше!» Свои стихи она принесла назавтра же. Песня была записана и стала для Нади очень хорошим толчком в ее карьере, потому что на ТВ и в концертах просили и песню, и саму певицу. 

— Я слышала, что Ротару спела ваш «Белый город», тоже еще будучи студенткой. Это правда?

— Было такое. Молдавская киностудия снимала документальный фильм о Кишинёве. Написав музыку, я сдал дела и назавтра собирался улететь в Москву. Вдруг вечером, принимая работу, худсовет решил, что кроме фоновой музыки там обязательно должна быть песня. Срочно, уже почти ночью, ко мне приехал режиссер и поэт со стихами. Я прочитал — ну никак меня эти банальные строчки не «зажигают», поэтому и музыка получается банальная. Сослался на то, что стихи плохие, и лег спать. Вдруг около семи утра — снова звонок в дверь. Стоят те же люди и держат листок с новыми стихами: «Мой белый город — ты цветок из камня, омытый добрым солнечным дождём…» Я положил листок на рояль — и неожиданно для самого себя сыграл мелодию, как будто эта песня уже была очень давно и я её всю жизнь знал. Со спокойным сердцем улетел в Москву, а когда вернулся — встал вопрос, кто же эту песню в фильме будет петь. Причем, для начала требовалось найти хоть кого-нибудь, чтобы просто напеть слова и сдать, наконец, этот злосчастный фильм начальству. И тут кто-то вспомнил, что в консерватории на третьем курсе есть одна девочка с Буковины, Соня Ротарь, которая очень здорово поёт старинные молдавские романсы. Мы решили, что пока пусть хоть как-то напоёт она, а потом уже мы найдём настоящую певицу. Приехали туда, представились. Она замахала руками: «Нет-нет, я сейчас занята, у меня сессия, экзамены. И вообще я не эстрадная певица, оставьте меня в покое!» Её с трудом удалось не столько уговорить, сколько «похитить» — запихнуть в автобус к киношникам и привезти на студию. Я наиграл ей мелодию, и она, несмотря на то, что была вся нервная и недовольная, сразу её «схватила». Когда мы послушали исполнение этой никому не известной девочки, то просто все обалдели от красоты её голоса и от того, как он сливался с мелодией. Она, видимо, и сама не ожидала такого эффекта, потому что глаза её стали увлажняться, лицо смягчаться, и она тихо сказала: «А можно я еще раз спою?» Вот так в маленькой кишиневской студии состоялось сразу тройное рождение — певицы Софии Ротару, песни «Мой белый город» и меня самого как композитора-песенника. Кстати, примерно так же, буквально за несколько минут, я написал и песню «Мне приснился шум дождя». Я  был в Кишиневе, работал очень поздно ночью. А где-то в Москве в это время поэт Владимир Лазарев смотрел по телевизору праздничный «Голубой огонек», куда были приглашены известные космонавты. И вдруг Севостьянов лирически признается, что в кабине космического корабля ему грезился шум дождя, туман, да так реально, что он ощутил этот холод на своем лице. После такого откровения Лазарев, вероятно, просто не смог дотерпеть до утра, тут же позвонил мне и заорал: «Это же песня, понимаешь? «Мне приснился шум дождя и шаги твои в тумане!» Однако я хотел спать, да и вообще «заказные» песни для меня — не очень большая радость. Но лег — и не смог уснуть! Все время в голову лезли мысли: это же удивительно, что человеку в космосе снятся сны. Ничего странного, что земные, но чтобы переживать во сне все ощущения и запахи… Поскольку сон все равно не шел, я быстро встал, подошел к роялю и заиграл мелодию. Причем родилась она на такой скорости, что я сначала даже сам испугался — не прихватил ли чего-то чужого.

— Музыки вы написали предостаточно. дом построили, дочку вырастили, теперь внуков растите — а как насчет дерева? Посадили?

— А как же! И дедом мне быть очень нравится – сложите вместе мои инициалы Дога Евгений Дмитриевич – как раз и получится ДЕД! А насчёт деревьев… У нас в Кишиневе возле дома такой роскошный сад — чего там только не растёт! Я сам родился «на земле», и жена очень любит землю, с удовольствием на ней работает. Когда я говорю с ней из Москвы по телефону, она с таким восторгом рассказывает, какие созревают айва и миндаль, какой уродился виноград! Правда, вино из него делаю не я, а жена-москвичка. Она научилась этому (как и многому другому) у моей мамы. Но все, что у нас растёт, высажено лично мною. Виноградная лоза, мята, очень много овощей — все, что нужно для кухни. В саду просто невероятное количество цветов, особенно много роз, которые тоже выращены своими руками. У меня и в московской квартире очень много комнатных цветов. Я люблю рождение, начало и терпеть не могу окончания, завершения чего-то, особенно что касается развития. Цветок же постоянно в развитии: он цветет, выпускает новые листики, появляются новые побеги. Мне безумно нравится наблюдать за этими процессами, это потрясающе интересно! Растения реагируют на людей: ко мне как-то пришёл человек — вроде добрый, хороший, порядочный — а цветы на кухне вдруг сникли…

Один комментарий к “Евгений ДОГА: «Я люблю движение и развитие…»

  1. В 2014 году его вальс «Граммофон» исполнялся в зале «Ateneul Roman» на ежегодном награждении Румынской академии за выдающиеся достижения в области культуры, науки и образования наряду с произведениями В. А. Моцарта, Дж. Энеску, И. Штрауса и А. Бородина 2007 и 2017 годы, когда композитор отмечал свой 70-летний и 80-летний юбилеи, были провозглашены в Молдавии Годом Евгения Доги

Обсуждение закрыто.