2 декабря, Понедельник

Юбиляр Никас САФРОНОВ: «Я с удовольствием читаю сказки!»

Сегодня, 8 апреля, свой 65-летний юбилей отмечает заслуженный художник России Никас Сафронов — человек весьма неординарный. Он много и плодотворно работает, активно путешествует, дружит с сильными мира сего – но вместе с этим он сам очень общительный, доступный, открытый и позитивный человек, общаться с которым просто удовольствие!

— Никас, каких принципов в жизни вы придерживаетесь?

— Никаких специальных принципов нет — есть общечеловеческие. Быть порядочным даже в мелочах, не врать, придерживаться библейских истин. Если даже соблюдать четыре или пять этих истин — ты уже достойный человек и гражданин. Наверное, это основа.

— Ваша любимая историческая эпоха?

— Наверное это эпоха ренессанса или Франция времён Мопассана, его «Милого друга».

— Есть ли место, где вы хотели бы жить?

-Я бы хотел жить все-таки в Москве. Моя квартира мне очень нравится. Ещё хотел бы иметь остров в Тихом океане, где иногда можно жить в одиночестве вдали от мирской суеты. Пресная вода, много ананасов, кокосов, бананов. Из спутников — только Пятница, абориген. А лучше — аборигенка.  Остров — это умиротворенность. Но нужны и отголоски цивилизации в виде, может быть, бутылок с записками в воде у берега. Они создают видимость, что существует и другой мир, что ты не совсем один, что где–то есть население. И радость, что оно, население это, есть, но не с тобой.

— Какое развлечение детства вы помните до сих пор?

— В детстве на спор Волгу переплывал несколько раз. Я же родом из Ульяновска.

— Что вы любите получать в подарок?

— Самый лучший подарок для сердца — это когда ты сам что-то кому–то даришь.

— И что же вы дарите?

— Свои картины обычно. Часто дарю в монастыри иконы, которые пишу сам.

— А кроме картин, что вы можете подарить женщине?

— Всё зависит от моих отношений с этой женщиной. Могу подарить все вплоть до красивого купальника, платья, которых не бывает в магазинах в Москве. Иногда пишу наброски этой девушки. Кольцо могу подарить, я люблю серебро, оно недорогое, но бывают очень красивые поделки из серебра. Могу часы подарить. Да все что угодно.

— А кто чаще всего делает подарки вам?

— Друзья. Люди, которые ко мне хорошо относятся. Поклонники. Когда я лежал в больнице, дыни привозили, арбузы огромные. У меня палата напоминала бахчу, пока не пришёл мой товарищ Леня Якубович и не разнёс все это по другим палатам, как в «Поле чудес».

— Многим известна ваша серия картин «Женщины-кошки», да и на многих других ваших работах встречаются животные. Любите их?

— Животные у нас в доме водились с детства. Нас в семье было пятеро детей, поэтому всегда было кому за ними ухаживать. Мы и рыбок держали, и суслик у нас дома жил, и собака Казбек — здоровая такая кавказская овчарка, которую я безумно любил. Кошки у нас жили практически всегда — и породистые пушистые сибирские, и обычные «дворняжки». Причем в дом их приносили не мы — дети — а мама, чтобы они ловили мышей и крыс. Очень хорошо помню одного нашего кота Мурзика, которого боялась вся округа, потому что он был очень боевой и дрался… лбом! Не орал, кусался, не царапался, как обычно бывает в кошачьих драках, а просто молча разбегался и, как баран, лбом ударял прямо в лоб сопернику. Тот этого просто не ожидал, и обычно от такого сильного удара сразу падал. А по поводу картин… Ведь в каждой женщине есть что-то кошачье — повадки, грациозность, жеманность, томность, плавность движений… И острые коготки, между прочим! Я стал внимательнее присматриваться к своим друзьям и знакомым и понял, что почти каждый из них действительно чем-то напоминает то или иное животное. Часто люди просто невольно становятся похожи на то животное, которое они безумно любят. Поэтому человек интуитивно подбирает себе животных, которые ему близки.

— Никас, имеет ли шанс обычная девушка, которая идет мимо вас по улице, стать героиней вашей картины?

— Конечно. Правда, для этого она должна обладать необычной красотой или роскошной фигурой. В моем понимании — это узкая талия и более широкие бедра. Рубенсовский тип женщины.

— Вы что-нибудь коллекционируете?

— Книги сказок разных народов. У меня большая коллекция, около шестисот книг, которые я собираю с детства. Однажды я был в Питере, зашел в букинистический магазин — а его директор оказалась моей поклонницей! Она мне принесла огромное количество сказок, старинные издания, в некоторых книгах даже рисунки рукописные! Я с умилением и трепетом беру их на ночь, читаю с удовольствием и засыпаю под чтение этих сказок.