19 марта, Вторник

Куда уехал цирк? Он был ещё вчера!

Всемирный день цирка (World Circus Day) ежегодно отмечается во всём мире в третью субботу апреля. В 2021 году это сегодня, 17 апреля. Так или иначе, в детстве или в зрелом возрасте, цирк был открытием, волшебным и ярким миром для каждого из нас. А вот что вспоминают наши известные люди о цирке в их жизни.

Александра МАРИНИНА

— В цирк меня водили с детства, чаще всего под Новый год на «цирковую ёлку» (билет на неё был одним из традиционных подарков), и каждый раз это был для меня настоящий праздник. Мы жили тогда в Ленинграде, и знаменитый питерский цирк на Фонтанке, мимо которого я ходила несколько раз в день из дома и обратно, стал для меня самым желанным и сказочным местом на свете! Я была маленькой и очень удивлялась, почему в цирке так много взрослых — не могут же все они быть с детьми! А в возрасте 12-14 лет мне вообще стало казаться, что цирк — это какое-то детское развлечение, и только через несколько лет, когда мозги уже встали на место, я поняла, что искусство цирка — универсальное, оно для всех, и туда можно идти в любом возрасте и любом состоянии души. И когда лев или тигр открывал пасть, откуда совершенно свободно, без всякого напряжения вырывался страшный рык, я уже по звуку понимала, какой же мощи и силы эта «кошечка».

Надежда ЧЕПРАГА

— Однажды мы гастролировали в Кисловодске, и организаторы сделали такую программу, где первым отделением было цирковое представление, а во втором работала я со своим коллективом. Программа проходила. естественно, в здании местного цирка, и мы с музыкантами решили из нашего выступления сделать небольшой цирковой карнавал. Вышли все в масках, одного из парней нарядили в парик и мое платье, а я сама надела почти мужской брючный костюм и шляпу. Зрители долго не могли понять, где же сама Чепрага, и почему этот мужик в чёрном поёт моим голосом! Потом все снова переоделись, и дальше наш концерт уже шел своим чередом. Но маски мы все равно сняли только в финале!

Таисия ПОВАЛИЙ

— Однажды во время моего очередного большого тура по Украине мне предстояло петь в здании цирка. У нас в программе был дуэт с солисткой Национальной оперы Украины Валентиной Степовой: мы исполняли «Кошки» композитора Россини. А там есть такое место, когда эти кошки громко поют: «Мя-я-яу! Мя-я-яу!», причём повторяется это несколько раз. И вот когда в нашем исполнении раздалось это «Мя-я-яу!» оперными голосами, из-за кулис полился оглушительный лай: все находящиеся там цирковые дрессированные собаки посчитали своим долгом облаять неизвестно откуда взявшихся наглых кошек! Самое интересное, лаять они начинали каждый раз только на наше «Мя-я-яу!» а во время исполнения всей остальной арии стояла тишина!

Виктор ХАРАКИДЗЯН (ВИА «Поющие сердца»)

— В 1995-м году я сам целый год работал в «Цирке на льду» в качестве музыканта — там был оркестр в составе пяти человек, где я играл на бас-гитаре. Программа так и называлась — «Россия на льду». Представляете — козы на коньках, медведи на коньках… Стартовали мы в июле в Мексике, три месяца работали в Мехико, потом поехали по всей стране и Новый 1996 год встретили совершенно изумительным, специально поставленным к этому празднику представлением в русском стиле в мексиканском городе Мерида. После Мексики были гастроли с этой «ледяной» программой в Гондурасе, Коста-Рике и Никарагуа, где есть единственное на планете озеро со… сладкой водой, в котором мы купались!

Марина ХЛЕБНИКОВА

— Цирк я всегда вспоминаю с теплым томлением в душе: запах, тигры, бумажные языки и самое вкусное мороженое! Правда, мне всегда хотелось, чтобы цирк уехал, а клоуны остались и всё представление состояло бы только из них. Клоун был для меня кем-то вроде живого Деда Мороза, я обожала Никулина, смотрела репризы по десять раз и начинала смеяться заранее — уже зная, что произойдет в следующий момент. Когда я училась в школе, у меня была собака, которую я обучала всяким трюкам. Я научила её кланяться и ходить как лошадь, высоко поднимая лапы, отбивать носом шарик, но мне всегда было интересно, как же в цирке собаки считают, складывая числа? Ведь они никогда не ошибаются, прогавкивая точный ответ! И несмотря на то, что дрессировщики не открывают своих секретов, я узнала, что, оказывается, собака лает до тех пор, пока на неё смотрит дрессировщик, но  стоит ему отвести глаза, собака  в ту же секунду замолкает. Так что мой Айк «считал» квадратные корни, чем немало удивлял моих друзей. Когда на гастролях мне приходится выступать в здании цирка, для меня это было очень сложно — зрители со всех сторон, ты как под увеличительным стеклом и нет «чувства спины». И я начинаю инстинктивно поворачиваться вокруг своей оси, наматывая на себя, как на катушку, шнур микрофона. Однажды так в шнур замоталась, что чуть не упала в опилки, но обошлось.

Илья РЕЗНИК

— Наверное, многие помнят телепрограмму «Новогодний аттракцион», которая в 80-х снималась под Новый год в цирке с участием самых популярных цирковых и эстрадных артистов. А показывали всё это обычно 1 января. Вот специально для одного из таких «Аттракционов» нас с Раймондом Паулсом попросили написать песню, которую должны исполнить Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев. Мы написали, потом присутствовали на съёмках, все было очень торжественно и празднично, на арену падал «снег», а Алла с Валерой ехали на тройке в разукрашенных санях и пели дуэтом «Мы встретились с тобою поздно…» Следующим номером снимали «Миллион алых роз», которую Пугачёва поёт, раскачиваясь на цирковой трапеции, как на качелях, и её медленно поднимают над ареной. От лонжи — специальной страховки — Алла отказалась: мол, её будет заметно, и выглядит это некрасиво. Она просто не думала, что её поднимут так высоко, а трапеция вдруг взвилась и оказалась почти под куполом цирка! Внизу блёстки, мишура, прожектора слепят, всё сверкает… От неожиданности она покачнулась и так вцепилась в трос, что весь цирк ахнул: «Сейчас сорвётся!» Я сам чуть было на арену не кинулся! К счастью, это вовремя заметили и быстро опустили трапецию вниз. Следующий дубль снимали уже со страховкой… https://www.youtube.com/watch?v=ieqlySC2M-Y