28 марта, Четверг

Кузнецов Николай Иванович, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского

Николай Иванович Кузнецов родился 14 декабря 1935 г. в Китае, в городе Сан Хэ.
В 1943 г. он начал учиться в православной гимназии Свято-Покровской
церкви, в детские и юношеские годы пел в церковном хоре.
В 1945 г. после освобождения Китая Советской армией от японской
оккупации гимназия была переименована в Народную среднюю школу.
В 1954 г. после окончания этой школы вместе с родителями
переехал в Советский Союз в райцентр Семиозерное Кустанайской области
Казахской ССР на освоение целинных и залежных земель. Там его направили
учиться в сельскохозяйственное училище на механика-комбайнера. Николай
принимал активное участие в художественной самодеятельности, и на
республиканской олимпиаде в городе Алма-Ата он завоевал первое место среди
чтецов-декламаторов. После этого райком Коммунистической партии назначил
его художественным руководителем Семиозерного районного дома культуры,
где он стал режиссером и артистом драматического кружка художественной
самодеятельности. После областного смотра художественной самодеятельности
в городе Кустанае председатель жюри директор Областного драматического
театра А.В.Дубровский предложил Кузнецову перейти на работу в театр и
поручил ему роль юного почтальона в пьесе В.Гусева «Иван Рыбаков»
(Т.Веденеева в рецензии на спектакль в областной газете «Ленинский путь» от
20 ноября 1957 г. писала: «Репертуар нового театрального сезона порадовал
зрителей. В премьерном спектакле «Иван Рыбаков» много актерских удач…
Особенно радует игра артиста Н.И.Кузнецова. Роль почтальона, которую он
исполняет, очень невелика, но его появление на сцене является одним из лучших
моментов в спектакле. Зрители видят милого, обаятельного паренька, немного
суетливого, чем-то смешного, а главное – “настоящего”, неподдельного, и
провожают его аплодисментами. А ведь Кузнецов совсем недавно пришел в
театр из самодеятельного кружка и впервые играет на профессиональной сцене.
Хочется поздравить его с хорошим началом и от души пожелать плодотворной
работы и больших творческих успехов на трудном пути артиста»). После
успешного дебюта Н.Кузнецов был назначен на главную роль Олега в пьесе
Розова « В поисках радости».
В 1962 г. Н.Кузнецов поступил учиться в Московский государственный
институт театрального искусства им. А.В.Луначарского (ГИТИС) на отделение
режиссеров драматического театра (класс профессора М.О.Кнебель – ученицы
М.А.Чехова и сотрудницы К.С.Станиславского).
На первом курсе студенты отделений режиссеров драмы и музыкального
театра совместно посещали лекции по философии, литературе и живописи. В
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 2
перерывах между лекциями будущие музыкальные режиссеры подходили к
роялю и распевались, а драматические в шутку им подпевали. Во время одной из
таких распевок у Николая Кузнецова выявился голос характера лирикодраматического тенора с полным диапазоном, включающим верхнее «до». Это
настолько поразило студентов отделения режиссеров музыкального театра, что
они решили представить его заведующему кафедрой сольного пения профессору
П.М.Понтрягину. После прослушивания профессор стал настаивать, чтобы
Николай немедленно переходил на вокальный факультет, но тот, мечтавший
стать режиссером, категорически отказался. Тогда профессор Понтрягин
предложил ему параллельно с учебой на отделении режиссеров драмы
заниматься вокалом, закрепил за ним педагога, выделил концертмейстера и
обязал посещать уроки по теории музыки и сольфеджио, чем Н.Кузнецов и стал
увлеченно заниматься. Естественно, музыкальные режиссеры с удовольствием
давали ему роли в своих отрывках. Кузнецовым были исполнены партии князя
Голицына в опере Мусоргского «Хованщина», кавалера де Грие в опере
Пуччини «Манон Леско», Андрея в опере Чайковского «Мазепа», Самозванца в
опере Мусоргского «Борис Годунов», Фауста в опере Гуно «Фауст» и другие.
Играя в оперных отрывках и регулярно посещая оперные и драматические
спектакли, Н.Кузнецов все более убеждался в том, что его привлекает не
драматическая, а музыкальная режиссура. Он посоветовался с профессором
М.О.Кнебель, и она предложила ему обратиться к заведующему отделением
музыкальной режиссуры профессору Б.А.Покровскому. Ситуация складывалась
неординарная, так как Н.Кузнецов был уже на 5-ом курсе отделения
драматических режиссеров ГИТИСа. Покровский был удивлен: он не понимал,
зачем выпускнику тратить время на дополнительное обучение. Но Кузнецов
доказал ему, что он действительно хочет профессионально заниматься
музыкальной режиссурой, и ему необходимо овладеть спецификой этой
профессии. Покровский хорошо знал Кузнецова по участию в оперных отрывках
и на обсуждениях всегда отмечал, что этот студент хорошо справляется с
порученными ему оперными ролями. На другой вопрос Покровского, на какие
деньги студент собирается жить, Кузнецов ответил, что у него есть работа: он
преподает актерское мастерство в Народной певческой школе.
Таким образом, по сути, Н.Кузнецов закончил два факультета ГИТИСа: с
5-го курса режиссеров драмы он по рекомендации вокальной кафедры и кафедры
музыкального воспитания приказом ректора был переведен на 2-й курс
отделения режиссеров музыкального театра – в класс выдающегося оперного
режиссера профессора Б.А.Покровского.
Обучаясь на отделении режиссеров музыкального театра, Н.Кузнецов
начал заниматься педагогической деятельностью: был ассистентом руководителя
курса актеров музыкального театра профессора И.М. Рапопорта и преподавал
актерское мастерство в Народной певческой школе при Большом театре Союза
ССР, организованной народными артистами СССР М.П.Максаковой и
И.С.Козловским.
В 1960 г., ещё, будучи студентом пятого курса, Н.Кузнецов поставил в
Чувашском Академическом музыкально-драматическом театре оперу «Красная
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 3
шапочка» М.Раухвергера. В газете “Молодой коммунист” от 16 января 1969г.
рецензент Л.Вдовцева отмечала: «“Красная шапочка” – это первая детская опера,
поставленная в республике. Поражает и захватывает чувство искренности и
большой дружбы, тонкий юмор персонажей. Режиссер-постановщик Н.Кузнецов
заостряет внимание на тех моментах, которые наиболее ярко подчеркивают эту
основную линию. Спектакль “Красная шапочка” получился ярким. Молодому
режиссеру, студенту-выпускнику Государственного института театрального
искусства имени А.В.Луначарского, предстояло решить ряд трудных задач. По
своей структуре эта опера ближе к музыкальной драме. Нужно было найти
такую сценическую форму, которая бы полностью раскрыла мир сказки и вместе
с тем соединила условность с реальностью».
В 1970 г. Н.Кузнецов окончил с отличием Московский государственный
институт театрального искусства (мастерская профессора Б.А.Покровского),
стажировку проходил под руководством профессора Вальтера Фельзенштейна
(Германия), который в характеристике, данной ему после окончания стажировки,
отмечал его «…инициативность, абсолютную надежность, подлинный
профессионализм».
C 1970 по 1982 гг. Н.И.Кузнецов – режиссер Московского академического
музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Там
им поставлены оперы:
«Манон» Ж.Массне (В газете «Советская культура» от 23 февраля 1973 г.
Н.Акулова в рецензии «Новая “Манон”» писала: «Во всей постановке следует
отметить точность характеристик, выверенную логику поведения и глубину
внутренней проработки каждого образа. Поэтому даже небольшие роли остаются
в памяти. В этом безусловная заслуга режиссера Н.Кузнецова, дебютирующего
постановкой оперы Массне на сцене Театра Станиславского и НемировичаДанченко»);
«Мавра» И.Стравинского («Режиссер-постановщик Н.Кузнецов проявил
много изобретательности, определив всем участникам представления точный
рисунок роли, придумав много смешных деталей, забавных мизансцен», – писал
Константин Саква в журнале «Музыкальная жизнь» № 10, 1974 г. В журнале
«Советская музыка» № 7, 1974 г. в статье «Одноактная опера Стравинского»
А.Ивашкин отмечал: «Остроумно решен финал оперы – здесь режиссер пошел
значительно дальше указаний Стравинского, который наметил такую
мизансцену: Гусар в испуге бросается в окно, Мать в обмороке, соседка бежит к
ней, а Параша, “перевешиваясь” в окно, кричит: “Василий!” Пожалуй, решение
Н.Кузнецова вполне может соперничать с авторским видением данного
“квазифинала”. В новой постановке персонажи бегут на месте, возглавляемые
недобритым Гусаром, размахивающим саквояжем и саблей».);
«Служанка-госпожа» Д.Перголези («Опера оформлена художником
А.Лушиным с большим вкусом, постановка режиссера Н.Кузнецова содержит
немало изобретательной выдумки, юмора, веселья», – пишет композитор
Г.Шантырь в рецензии «Дебют старинной оперы» в газете «Вечерняя Москва» за
20 октября 1975 г.).
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 4
Сразу же после окончания ГИТИСа Н.И.Кузнецов был приглашен в
Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на кафедру
оперной подготовки для преподавания актерского мастерства (1970 – 1977). В
Оперной студии института Н.И.Кузнецовым были поставлены спектакли
«Алеко» С.В.Рахманинова и «Любовный напиток» Г.Доницетти.
В 1970 г. Н.И.Кузнецов снял на Центральном телевидении телевизионный
фильм-оперу – «Мужицкий сказ» К.Волкова. Учителя К.Волкова и
Н.Кузнецова А.И.Хачатурян и Б.А.Покровский дали ему высокую оценку, а
главное, по решению приемной комиссии, на 5 декабря 1971 года постановка
была запланирована к показу по Первой программе Центрального телевидения.
Для эфира даже было записано вступительное слово Народного артиста СССР,
профессора Б.А.Покровского. Но перед намеченным показом фильм просмотрел
тогда вновь назначенный начальник Центрального телевидения Лапин, согласно
программному заявлению которого телевидение должно служить только для
политической, партийной и государственной информации, а не для показа
развлекательных программ и всякого рода театральных постановок. В это же
время партийное руководство усилило гонения на церковь и
церковнослужителей, а Лапин, обнаружив в сценах российской деревни
телефильма «Мужицкий сказ» изобилие крестов, усмотрел в этом пропаганду
религиозного культа, и поэтому трансляцию фильма-оперы снял с проката. Все
попытки Хачатуряна и Покровского показать телевизионный фильм-оперу
публике не увенчались успехом.
В 1974 г. профессор Б.А.Покровский предложил Н.И.Кузнецову быть
сопостановщиком оперы «Нос» Д.Д.Шостаковича в Камерном музыкальном
театре («Нужно приветствовать смелую инициативу коллектива московского
Камерного музыкального театра. Нельзя не оценить огромный труд
постановочного коллектива (режиссеры Б.Покровский и Н.Кузнецов, дирижер
Г.Рождественский, художник В.Талалай)», – писал Б.Ярустовский в журнале
«Советская музыка» № 2, 1975 г. в статье «Возрождение оперы».
В «Литературной газете» № 39 от 25 сентября 1974 г. в статье
«Сатирический сказ Шостаковича» М.Сокольский отмечал: «Хотя я и далек от
мысли, что Б.Покровскому (в содружестве с режиссером Н.Кузнецовым и
художником В.Талалаем) было труднее поставить оперу “Нос”, а
Г.Рождественскому труднее дирижировать этой оперой, чем Шостаковичу ее
сочинить, следует признать, что их коллективный труд принес отличные
результаты. Тонкая лепка отдельных образов, удачно решенные массовые сцены
производят огромное впечатление!»).
В 1977 г. Н.И.Кузнецова пригласили преподавать актерское мастерство на
кафедру оперной подготовки в Московскую государственную консерваторию
имени П.И.Чайковского, где он и трудится по настоящее время.
В консерватории Н.И.Кузнецов написал целый ряд интересных
методических работ, имеющих практическое значение: «Ф.И.Шаляпин об
элементах мастерства оперного актера», «Педагогические приемы профессора
В.Фельзенштейна на примере постановки оперы “Кармен ” Ж.Бизе», «Некоторые
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 5
практические вопросы в преподавании актерского мастерства на первом курсе
консерваторий» и другие.
В 1979 – 2003 гг. Н.И.Кузнецов был постоянным участником «Бесед об
опере» в Центральном доме актера Союза театральных деятелей, которые
проводились Секцией зрителей дома актера СТД им. А.А.Яблочкиной. Там им
были проведены беседы-лекции на темы: «Творческий метод режиссерапостановщика профессора Б.А.Покровского», «Современная опера (тенденции
развития)», «Режиссер-постановщик Л.Д.Михайлов и его книга “Семь глав о
театре”», «Мюзикл как жанр» и другие.
Н.И.Кузнецов – постоянный участник научных конференций
(«Шаляпиские собрания»), где им прочитаны научные доклады: «С.И.Мамонтов
– учитель К.С.Станиславского и Ф.И.Шаляпина», «Синергическая связь
методико-терминологических систем Ф.И.Шаляпина и К.С.Станиславского»,
«Рабочие сценические термины Ф.И.Шаляпина в работе над оперной ролью»,
«Ф.И.Шаляпин – режиссер», «Роль Ф.И.Шаляпина в развитии реформы оперносценического искусства в России», «Идеи развития артистического искусства в
творческом наследии Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского, М.А.Чехова» и
другие.
Вообще, музыкально-театральное просветительство – существенная
сторона разнообразной деятельности Н.И.Кузнецова.
С 1982 по 1987 гг. Н.И.Кузнецов – режиссер Московского камерного
музыкального театра под руководством Б.А.Покровского. В Камерном
музыкальном театре им поставлены оперы:
«Семейные контрапункты» И.Пауэра (В газете «Советская культура» за
4 августа 1983 г. в рецензии «Ария в портретной раме» Н.Акулова отмечала:
«Опера “Семейные контрапункты” состоит из пяти небольших историй, которым
автор предпослал определение “оперные гротески”. Отталкиваясь от этого
определения и от характера самой музыки, режиссер-постановщик Н.Кузнецов
выбрал для каждой новеллы свою, очень точную и законченную форму, сумев
сохранить в то же время стилистическое единство всего спектакля». В газете
«Известия» от 19 июля 1984 г. театральный критик Д.Морозов писал: «”Пять
оперных гротесков” – таков подзаголовок оперы современного чехословацкого
композитора Иржи Пауэра “Семейные контрапункты”. Пять “гротесков”, пять
семейных сцен – и объединяющая их фигура с зеркалом. По замыслу
постановщика Н.Кузнецова, зритель должен, как бы глядя в это зеркало, узнать
себя в ситуациях и персонажах. Вспоминается гоголевское: “На зеркало неча
пенять…”. Непрерывный гомерический хохот в зале – свидетельство того, что
замысел удался»;
«Севильский цирюльник» Д.Паэзиелло;
«Ночью…» В.Пальчуна;
«Живи и помни» К.Волкова («Значительное событие сезона – новая
опера К.Волкова “Живи и помни” в Камерном музыкальном театре, – писал
профессор И.Нестьев в статье “Три вечера” в газете “Советская культура” за 8
января 1985 г.– Нельзя не отметить редкое в наше время совершенство дикции у
исполнителей главных и эпизодических ролей, хорошо продуманную режиссуру
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 6
(Н.Кузнецов), высокий уровень оркестрового звучания (дирижер В.Агронский)».
В газете «Советская Россия» от 7 апреля 1985 г. в статье «И вновь продолжается
бой» Наталия Радько отмечала: «Повесть Валентина Распутина “Живи и помни”
стала литературной основой спектакля-оперы в Московском камерном
музыкальном театре. Исполнительницей главной роли этого спектакля оказалась
музыка Кирилла Волкова, объединившая трагическую и жизнеутверждающую
тему. Музыке повезло. Она попала в руки высоких профессионалов. И
литературная основа нашла тонкое решение. Режиссер-постановщик и автор
либретто Николай Кузнецов настолько точен в интонации, что в необходимости
преодоления двойной условности – театра и оперы – не может быть и речи. Все
безусловно. Все внезапно. Создатели этого спектакля не ставили перед собой
цели подробного отражения внешних событий. Они рискнули пойти самым
сложным путем – психологического поиска страданий в конкретных
человеческих душах»).
В качестве автора оперных либретто Н.И.Кузнецов активно и успешно
сотрудничает с российскими и зарубежными композиторами. Он автор десяти
оперных либретто, особенно значимые из которых
«Граф Нулин» А.А.Николаева («Поэзия Пушкина – бесценный источник
композиторского вдохновения. Написанный за два дня в 1825 году в период
работы над “Евгением Онегиным” “Граф Нулин” являет собой замечательный
образец легкого иронического стиля. Маленькая, в некоторых местах эскизная
поэма потребовала, конечно, большой литературной работы, которую отлично
проделал Н.Кузнецов (он же режиссер постановки), при этом для многих
номеров были использованы другие стихи Пушкина. В результате возникла
одноактная музыкальная комедия, очень яркая и эффектная, благодарная для
исполнителей», – пишет музыковед Г.Пантелеев в статье «Фестиваль: день
шестой» в газете «Вечерняя Москва» за 20 октября 1983 г.);
«Живи и помни» К.Е.Волкова по повести В.Г.Распутина («Либретто
Н.Кузнецова почти целиком построено на материале повести. Удивительно
точно выбраны внутренние “несущие опоры” – и большой мир повести
буквально оживает на сцене», – отмечает В.Колосова в газете «Советская
культура» от 29 января 1985 г.).
С 1986 г. по настоящее время Н.И.Кузнецов работает по совместительству
на кафедре театрального искусства Академии переподготовки работников
искусства и культуры – преподавал режиссуру музыкального театра.
С 1987 по 1991 гг. Н.И.Кузнецов – художественный руководитель и
главный режиссер созданного по его инициативе Московского музыкального
театра «Композитор» («Восьмой номер “Советской музыки” за 1987 год
сообщил нам о планах создания в Москве четырех экспериментальных оперных
театров. Инициаторами этого начинания и руководителями будущих трупп стали
М.Юровский, А.Рыбников, Н.Кузнецов, И.Катаев. Причем все четыре
коллектива избрали различные модели театральной организации», – писала
Екатерина Тараканова в статье «Новые театры: начало пути» – журнал
«Советская музыка» № 8 за 1988 г.).
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 7
Открытие театра «Композитор» состоялось 21 ноября 1989 г. в дни XI
фестиваля «Московская осень». В программе вечера – две премьеры: операфарс А.Мосолова «Герой» и «Медведь» В.Дьяченко («Ввести в орбиту
культурной жизни страны сочинения признанных мастеров советской оперы и
композиторов, имена которых менее известны, вернуть театру и зрителюслушателю несправедливо забытые сочинения и одновременно познакомить с
новыми молодыми авторами и их произведениями – к этому стремится, по
словам художественного руководителя и главного режиссера Н.И.Кузнецова,
коллектив театра, – писали в журнале «Музыкальная жизнь» № 5, 1990 г.
О.Горкина, М.Шинкарева, А.Баева. – Если “Медведь” Дьяченко в постановке
Н.Кузнецова напоминает колоритную картинку в манере лубка, то решение
оперы Мосолова ассоциируется с черно-белой графикой. Символика белого и
черного цветов, жизни и смерти рассекает сценическое пространство, насыщая
его взрывчатой энергией. Опера Мосолова в постановке театра-студии
“Композитор” воспринимается как трагифарс, комедия жизни в предощущении
неминуемой катастрофы. “Скепсис по поводу алогической нелепости
выведенного в опере законсервированного в себе мирка” (И.Барсова) получает в
сценическом решении нравственно-философское осмысление. Средствами
режиссуры выявляется серьезный, не лишенный трагизма подтекст сочинения.
Хочется, чтобы столь обнадеживающее начало получило длительное и яркое
продолжение, чтобы энтузиазм первых постановок всегда соседствовал с
внимательным и одновременно творческим отношением к первоисточнику, с
высоким мастерством»).
Театр продолжал работать, были поставлены оперы: «Тарелкин»
А.Кулыгина, «Бельчонок-кисточка» О.Заранкиной, «Зайчишкахвастунишка» Н.Мамисашвили, «Мыслитель» А.Николаева и другие. Театр
набирал силы, но с развалом Советского союза он прекратил свое существование
так же, как и «Союз композиторов СССР», от которого целиком зависела жизнь
театра.
В 1989 г. Н.И.Кузнецова пригласили в Большой театр России на поставку
оперы «Жизнь за Царя» М.И.Глинки. Премьера состоялась 14 октября 1989 г в
театре Ла Скала во время гастролей Большого театра («Большой театр отважился
восстановить, вернуть подлинное название шедшей оперы “Иван Сусанин”
несмотря на возражения министерских чиновников и даже некоторых
музыковедов. Текст был полностью переделан С.Городецким в духе
“советского” времени, а первоначальный – барона Т.Розена – был изъят и
практически запрещен, – писал в статье «Долги наши» в журнале «Советская
музыка» № 1, 1991 г. его главный редактор Ю.С.Корев.
Продолжая мысли Корева, в статье «Третья жизнь оперы» в газете
«Московский комсомолец» от 1 мая 1991 г. Рудольф Алимов отмечал: «Дирижер
А.Лазарев сумел доказать целесообразность этой постановки, наверняка она
далась “большой кровью”. Были сторонники и противники этого “авантюрного”,
почти “безнадежного” дела. Но время выбрало правду. Спектакль идет и
набирает силу. Большую помощь в создании бессмертного творения оказал
режиссер-постановщик Н.Кузнецов, который сценически прекрасно обыграл
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 8
мизансцены, а массовым – придал грандиозность и историческую
достоверность»).
С 1991 по 2005 гг. Н.И.Кузнецов – режиссер Большого театра Российской
Федерации, где им поставлены оперы: «Алеко» и «Скупой рыцарь»
С.В.Рахманинова, «Опричник» П.И.Чайковского.
В июне 1992 г. английская компания «Нэшнл Видео Арт» отсняла видеофильм спектакля «Жизнь за Царя» М.И.Глинки, поставленного
Н.И.Кузнецовым в Большом театре.
Н.И.Кузнецов постоянно выезжает на постановки спектаклей в другие
города России и за рубеж.
1975 г. – Днепропетровский государственный театр оперы и балета (г.
Днепропетровск, Украинской ССР) – «Белоснежка и семь гномов»
Э.Колмановского («Театр создал прекрасный музыкальный спектакль:
интересные актерские работы; высокая музыкальная культура оркестрового
исполнения (дирижер В.Мертенс); богатая режиссерская выдумка – режиссерпостановщик Н.Кузнецов, удивительные декорации и костюмы (художник
Е.Жигулева) – все эти компоненты художественного целого стали в спектакле
слагаемыми Искусства», – писал музыковед Г.Мошкевич в газете «Днепр
вечерний» от 25 февраля 1975 г.).
1977 г. – Днепропетровский государственный театр оперы и балета (г.
Днепропетровск, Украинская ССР) – «Кармен» Ж.Бизе;
1981 г. – Красноярский государственный театр оперы и балета (г.
Красноярск) – «Русалка» А.С. Даргомыжского;
1983 г. – Болгария. Камерная опера Благоевграда – «Граф Нулин»
А.Николаева («На сцене Камерного оперного театра в Благоевграде с большим
успехом прошла премьера комической оперы советского композитора Алексея
Николаева “Граф Нулин” по одноименной поэме А.С.Пушкина. Ее постановку
осуществил режиссер Московского камерного музыкального театра Николай
Кузнецов», – писал корр. ТАСС Андрей Смирнов в газете «Культурная жизнь за
рубежом» 15 декабря 1983 г.);
1987 г. – Новосибирский государственный театр музыкальный комедии (г.
Новосибирск) – «Сильва» И.Кальмана;
1993 г. – Ипатьевский монастырь (г. Кострома) – «Жизнь за Царя»
М.И.Глинки на Международном историко-художественном фестивале «Вехи»
(«В ограде Ипатьевского монастыря, на берегу Волги, вблизи святынь,
связанных с рождением в 1613 году новой русской государственности, где
молодому костромскому боярину Михаилу Романову объявили народную волю
– он избран царем! – здесь, в древнем Ипатии костромичи услышали своего
великого соотечественника Ивана Сусанина, как он отражен в одной из самых
пронзительных русских национальных опер. Спектакль в тот вечер создавался
дирижером А.Лазаревым, режиссером Н.Кузнецовым, сценографом
В.Левенталем в поэтическом соавторстве с местом, пейзажем, рекой, воздухом,
луной из-за туч. Могучие стены, столько видевшие, пережившие, столько
истории вобравшие в себя, словно разряжались мощной художественной
отдачей. Вековое молчание было нарушено. Тысячи собравшихся, из которых
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 9
многие весь спектакль простояли, в отсутствии привычной театральной
комфортности, забираясь на крыши, галереи, башни, рассаживаясь на траве, да и
просто где придется, слушали музыку с редкой сосредоточенностью и
самозабвением», – писали А.Колесников, Г.Васильева в журнале «Большой
театр» № 7, 1993 г.);
1995 г. – Саратовский государственный театр оперы и балета (г. Саратов) –
«Цыганский барон» И.Штрауса;
1998 г. – Кабардино-Балкарсий музыкальный театр (г. Нальчик) –
«Риголетто» Дж. Верди («В Музыкальном театре состоялась премьера оперы
Джузеппе Верди «Риголетто» (постановку осуществил режиссер Большого
театра Николай Кузнецов)… Было заметно, что ставил оперу настоящий мастер
сцены, сумевший раскрыть дремавшие до того творческие силы каждого актера
Музыкального театра. Чувствовалось, что артисты твердо усвоили правила игры,
предложенные им режиссером. Линия поведения каждого персонажа,
участников массовых сцен была четко разработана. Изумление, восхищение,
радость от увиденного сопутствовали публике на протяжении всего спектакля.
Давно здесь не было такого праздника. Ни для кого не секрет, что Музтеатр
длительное время находился в состоянии упадка. И кто знает, может быть, с
постановки “Риголетто” начнется его новый взлет?», – писала Ж.Аппаева в
статье «Премьера родилась из магии Искусства» в газете «Кабардино-Балкарская
правда» за 19 августа 1998 г.);
2001 г. – Национальный академический театр оперы и балета Украины им.
Т.Г.Шевченко (г. Киев) – «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева
(«Постановка оперы Сергея Прокофьева “Любовь к трем апельсинам” по сказке
Карло Гоцци (Carlo Gozzi) осуществлена российским режиссером Николаем
Кузнецовым. После долгого перерыва на сцене театра появилась современная
опера в ярко-оранжевых тонах. Мы почти отвыкли следить за сценическим
действием в опере. Здесь же костюмы, краски, пластика – все ново, ярко и
согревает апельсиновой оранжевостью. Певцы не замирают в концертных позах
– они проживают настоящую жизнь своих сказочных героев. Николай Кузнецов
сделал почти невозможное, освободив оперных артистов от врожденной
статичности. “Любовь к трем апельсинам” расколдовала труппу и напомнила,
что современный оперный спектакль это, в первую очередь, действие и
зрелище», – писал Александр Москалец в статье “Оранжевая опера” в газете
«Коммерсантъ» (Украина) от 20 апреля 2001 г.);
2003 г. – Национальный академический театр оперы и балета Украины им.
Т.Г.Шевченко (г. Киев) – «Кармен» Ж.Бизе.
2009 г. – Китай. Оперный центр Пекинской консерватории – «Евгений
Онегин» П.И.Чайковского.
Список постановок в разных городах можно продолжить.
Н.И.Кузнецов – автор ряда печатных работ в области искусствоведения. В
1996г. вышла его книга «С.И.Мамонтов, Ф.И.Шаляпин и К.С.Станиславский
– реформаторы оперного искусства в России», в 2004 г. – монография
«Мысль и слово в творчестве оперного актера».
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 10
26 декабря 1996 г. Н.И.Кузнецову присуждена ученая степень кандидата
искусствоведения (тема диссертации – «С.И.Мамонтов, Ф.И.Шаляпин и
К.С.Станиславский – реформаторы оперного искусства в России конца Х1Х
– начала ХХ веков»).
С 2005 г. по настоящее время Н.И.Кузнецов – в штате Московской
государственной консерватории им. П.И.Чайковского, профессор кафедры
оперной подготовки, на которой он работал по совместительству с 1977 г.
В Оперном театре Московской консерватории им поставлены спектакли:
«Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Евгений Онегин»
П.И.Чайковского, «Свадьба Фигаро» В.Моцарта, «Царская невеста»
Н.А.Римского-Корсакова и другие.
В своей практической преподавательской деятельности Н.И.Кузнецов
использовал методику обязательного включения в репертуар оперной студии
малоизвестных студентам музыкально-сценических произведений, расширяя
традиционные рамки учебного репертуара («Евгений Онегин», «Богема»,
«Свадьба Фигаро», «Иоланта»). Поставленные Н.И.Кузнецовым в консерватории
произведения современных композиторов: оперы А.А.Николаева «Пир во
время чумы» и «Граф Нулин» по А.С.Пушкину и оперы Ю.А.Потеенко
«Загадочная натура» и «Учитель чистописания» по рассказам А.П.Чехова –
были показаны на Музыкальных фестивалях г. Москвы.
Премьера оперы А.А.Николаева «Пир во время чумы» состоялась 20
октября 1982 г. во время IV фестиваля советской музыки («Можно сказать, что
опера создавалась в стенах консерватории – инициатор создания оперы режиссер
Н.И.Кузнецов и руководимый им тогда второй, ныне третий курс вокального
факультета всячески способствовали воплощению оперы на сцене.
Неудивительно поэтому, что первое исполнение “Пира” я доверил им, а также
оркестру и хору Оперной студии Московской консерватории, дирижеру
Л.Николаеву, хормейстеру В.Полеху», – писал композитор А.А.Николаев в
газете «Советский музыкант от 3 ноября 1982 г.). «Украшением фестиваля
“Московская осень” 1983 г. стала новая опера А.Николаева “Граф Нулин”…
Все участники исполнения принадлежат к оперной студии Московской
консерватории и по праву разделили успех постановки”, – писал музыковед
Г.Пантелеев в статье «Фестиваль: день шестой» в газете «Вечерняя Москва» за
20 октября 1983 г.
Н.И.Кузнецову посчастливилось работать с такими выдающимися
оперными дирижерами, как Е.Ф.Светланов («Псковитянка» Н.А.РимскогоКорсакова в Большом театре России), Г.Н.Рождественский («Нос»
Д.Д.Шостаковича в Московском камерном музыкальном театре), А.Н.Лазарев
(«Жизнь за Царя» М.И.Глинки, «Алеко» и «Скупой Рыцарь» С.В.Рахманинова в
Большом театре России), Д.Г.Китаенко («Мавра», «Байка», «Пульчинелла»
И.Ф.Стравинского в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и
Вл.И.Немировича-Данченко), В.М.Кожухарь («Любовь к трем апельсинам»
С.С.Прокофьева, «Кармен» Ж.Бизе в Национальном академическом театре
оперы и балета Украины им. Т.Г.Шевченко).
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 11
26 июня 2006 г. Н.И.Кузнецову присуждена ученая степень доктора
искусствоведения (тема диссертационной работы – «Сценическое мастерство
оперного артиста в контексте актерской школы Ф.И.Шаляпина»).
Н.И.Кузнецов убедился на практике, что эта работа, помимо ее научного
назначения, стала теоретико-практическим ориентиром по технологии создания
оперно-сценического образа.
В декабре 2011 г. вышла из печати книга Н.И.Кузнецова – «О мастерстве
оперного артиста (Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский, М.А.Чехов)».
В марте 2015 г. вышла из печати книга Н.И.Кузнецова – «Мамонтов,
Шаляпин, Станиславский – реформаторы оперного искусства».
Музыкально-театральное просветительство – существенная сторона
разнообразной деятельности доктора искусствоведения, заслуженного деятеля
Российской Федерации, профессора Н.И. Кузнецова.
Н.И.Кузнецов является постоянным участником Всероссийских и
Международных научно-теоретических конференций, посвященных проблемам
оперного театра в ХХI веке, и выступает на них с докладами об актуальности
использования теоретического наследия Ф.И.Шаляпина. В музыкальнотеатральных учебных заведениях и консерваториях он проводит мастер-классы
на темы: «Основы оперно-сценической системы Шаляпина-Станиславского»,
«Проблемы актуализации теоретического наследия Ф.И.Шаляпина в ХХI веке».
Такие мастер-классы уже проведены в России – в Музыкальной академии им.
Гнесиных, в Московской консерватории им. П.И.Чайковского, в Академии
переподготовки работников искусства и культуры, в колледже Г.П. Вишневской,
в Московском государственном институте культуры, в Казанской
государственной консерватории и в ряде других музыкально-театральных
учебных заведений, а также в Китае – в Пекинской государственной
консерватории и в Казахстане – в Университете культуры и искусств г. Астаны.
Н.И.Кузнецов продолжает получать запросы на проведение мастер-классов на
эти темы и от других музыкально-театральных учебных заведений. У педагогов
и студентов эти темы всегда вызывают необычайный интерес. Поэтому 21-22
ноября 2014 года в Москве на Всероссийской научно-практической конференции
Союза театральных деятелей (СТД), проводившейся в Российском
государственном институте театрального искусства (ГИТИС), заведующий
кафедрой музыкального театра ГИТИС профессор Д.А. Бертман предложил
провести Всероссийскую конференцию на тему «Актуализация использования
теоретического наследия Ф.И.Шаляпина в ХХI веке».
В настоящее время назрела насущная потребность включения рабочих
сценических терминов Ф.И.Шаляпина в программу обучения студентов
музыкально-театральных вузов сценическому мастерству оперного актера и в
создании учебного пособия по «системе Станиславского», адаптированного для
оперных артистов.
Прошло уже более 70-ти лет с того времени, как «система
Станиславского» была опубликована и введена в программу профессионального
обучения мастерству драматического актера, а впоследствии без учета
Творческая биография Н.И.Кузнецова
Москва,2020 Страница 12
специфики оперного театра – и в программу обучения мастерству оперного
актера.
Не секрет, что для драматических артистов имеется множество учебных
пособий по «системе Станиславского», среди которых особенно популярны
книги: «Воспитание актера школы Станиславского» Г.В.Кристи, «Мастерство
актера и режиссера» Б.Е.Захавы и «Технология актерского искусства»
П.М.Ершова. Но для студентов-вокалистов вплоть до наших дней во всем мире
не создано ни одного специального учебного пособия по этой системе,
адаптированного к специфике сценического мастерства оперного актера.
Как неоднократно отмечали мемуаристы и исследователи, великие мастера
сцены Ф.И.Шаляпин и К.С.Станиславский мечтали написать специальный
учебник для студентов-вокалистов по сценическому мастерству оперного актера,
но, к сожалению, не успели осуществить задуманное – ушли из жизни.
Н.И.Кузнецов собрал разбросанные в книгах Ф.И. Шаляпина рабочие
сценические термины, которые артист использовал в своей работе над оперной
ролью и, отобрав из теоретического наследия Шаляпина и Станиславского
самые важные ключевые и знаковые термины, составил «Таблицу
“инструментов” актера оперного театра в терминах Шаляпина и
определениях Станиславского». В своих официальных письменных отзывах
режиссер Б.А.Покровский, дирижер Г.Н.Рождественский, оперный актер
Ю.А.Григорьев и ученый Е.М. Левашев указали, что эта Таблица уникальна,
поскольку она становится суммирующим ориентиром для уроков сценического
мастерства будущих оперных актеров. Эту Таблицу также высоко оценили
педагоги ряда консерваторий в нашей стране и за рубежом как специально
разработанную и адаптированную для усвоения студентами-вокалистами основ
теории сценического мастерства оперного актера.
Эта Таблица переведена на китайский язык по инициативе руководителя
Оперного центра Пекинской консерватории профессора Го Шучжень и на
испанский язык по инициативе профессора Барселонской консерватории Susana
Egea Ruiz. Ее собираются перевести на болгарский язык по инициативе
профессора Софийской консерватории, художественного руководителя
Оперного театра Болгарии Пламена Карталова и на казахский язык по
инициативе главного режиссера «Астана Опера» Еренбака Тойкенова.
С благословения своего учителя Б.А.Покровского режиссер и педагог
Николай Иванович Кузнецов на основе собственной многолетней
педагогической и режиссерской практики, исходя из учений Ф.И.Шаляпина и
К.С. Станиславского и теоретических высказываний ряда других выдающихся
оперно-театральных деятелей о специфике мастерства оперного актера, составил
специализированный учебник «Сценическое мастерство оперного актера на
основе учений Ф.И.Шаляпина и К.С.Станиславского. Двадцать шагов к
оперному театру». Учебник опубликован в Москве издательством Российского
института театрального искусства – ГИТИС в 2018 году.