Сегодня, 12 ноября, исполнилось бы 90 лет великой Людмиле ГУРЧЕНКО. В одной из её песен есть пророческие слова: «Ещё не раз вы вспомните меня…» И действительно – эту необыкновенную, самобытную, уникальную актрису не только вспоминают – её просто не забывают. Читая её книги, пересматривая её фильмы… А ровно 5 лет назад в Москве, в областном театре юного зрителя (в настоящее время – «Театр Роста в Царицыно» под руководством заслуженной артистки России Нонны Гришаевой) шла большая и слаженная работа над проектом «Люся. Прикосновение…» целой команды профессионалов. Героиня проекта — Нонна ГРИШАЕВА в образе Людмилы Гурченко. Руководитель проекта и съёмки – стилист, модельер, визажист Сергей РЗАЕВ, фотограф — Елена ФАЙНБЕРГ, костюмы — Сергей Рзаев, головные уборы — Лия ГУРЕЕВА, украшения — Маргарита ЛУКИНА, меха — дизайнер Вера ЧЕРЕПОВА.



Накануне юбилея Людмилы Марковны мы поговорили с автором этого и других проектов Сергеем Рзаевым.
— Сергей, Вы давно работаете с актрисой Нонной Гришаевой, снимали её для своего фотопроекта «Красавицы России»…
— Проект «Красавицы России» существует с 2015 года. Он создан мной вместе с фотографами Рифатом Юнисовым и Саяром Юнисовым. А с Нонной Гришаевой мы познакомились в 2017 году: у меня появился телефон её мужа, режиссёра Александра Нестерова, и я отослал ему все материалы этого проекта, предложив Нонне сняться в любом образе, в каком она хочет. Было это в 10 часов утра, и он мне тут же написал ответ – мол, отправьте всё это Нонне, — и дал её телефон. Мы начали общение, договорились о съёмках, долго готовились, придумывали и продумывали образ, подбиралось место, декорации, создавались костюмы и украшения…
— Как и почему у Вас появилась мысль сделать с ней фотосессию в образе именно Людмилы Гурченко?
— Это моя любимая с детства актриса – и не просто любимая, а та, которая всегда меня вдохновляла, благодаря которой я и выбрал профессию художника-модельера, просто видя перед собой её разные образы. А Нонна Гришаева сыграла её в спектакле «Люся. Признание в любви», пригласила меня на премьеру — и я подумал: почему бы нам не сделать такое «продолжение», по-новому раскрыв костюмный образ Людмилы Гурченко, созданный Нонной в спектакле? Я позвонил ей, спросил – нет ли у неё желания сделать такую фотосессию. Она сначала не соглашалась, говорила – мол, я играю её в спектакле, этого достаточно. Но я предложил: «Нонна, ты просто подумай…» Она человек, быстро думающий, и уже совсем скоро после того разговора мы начали готовить образы. Один костюм я создал из того, что у меня в данный момент было, потом какие-то вещи находились просто сами собой или с помощью друзей, единомышленников… Ведь они должны были быть не просто аксессуарами, а знаковыми вещами. И потом – мы не ставили целью сделать пародию на Людмилу Гурченко или какие-то повторы, а мне как руководителю проекта хотелось совместить и талантливую актрису Гришаеву и образ Людмилы Гурченко – моей и её любимой артистки.



— Вы или Нонна лично были знакомы с Людмилой Марковной?
— Нам не довелось быть лично с ней знакомыми, но в какие-то моменты и я, и Нонна на расстоянии вдохновлялись нашим кумиром, её образами и исходящей от неё энергией. Да, с Гурченко у меня была одна не личная встреча – не помню, в каком году, я учился тогда в Техникуме лёгкой промышленности, ехал домой. Около «Дома актёра» на Тверской улице (который потом сгорел) была остановка моего троллейбуса, где я стоял в ожидании. И вдруг я увидел, что в направлении Дома актёра прямо на меня идёт Людмила Гурченко! Естественно, я рассмотрел её до мелочей! Она была в чёрном длинном пальто «букле» почти до щиколотки, на ногах маленькие чёрные ботильоны, на голове чалма чёрно-белая такая графическая, изумрудные серьги, очки в красивой оправе… Я настолько всё впитывал, что увидел, какие у не6ё брови, какая у неё губная помада персикового цвета – и я стоял и думал, видя её: «Что же мне делать, как мне быть?» Тут ко мне подошёл проходящий мимо мужчина и шёпотом спросил: «Это же Гурченко?» Я ему киваю – ДА! И вижу, что он подходит к ней, заводит беседу, она что-то отвечает и не входит в здание, а прохаживается рядом. Но поскольку я Людмиле Марковне лично представлен не был, то и подходить близко мне было просто неудобно. Неудобно быть навязчивым и пытаться познакомиться со своей кинематографической мечтой…
— Как проходила фотосессия?
— Когда мы уже окончательно договорились с Нонной и всё было готово (это был 2020 год, сразу после ковида), то для съёмок приехали к ней в театр, которым она руководит до настоящего времени. Процесс был длительным, с быстрыми переодеваниями, быстрыми решениями. С Нонной работать очень удобно, мы как-то почти сразу стали понимать с ней друг друга с полуслова. Естественно, я работал не один, а с большой командой. Мы давно и успешно работаем с фотографом Еленой Файнберг, хорошо понимаем друг друга и в этом фотопроекте полностью «совпали» по ощущениям и отношению к общему делу. Я как стилист работаю, собирая и создавая образ целиком, от начала до конца. Всё «в стиле» Людмилы Гурченко – но костюмы и платья не должны были стать повторением её гардероба, поэтому я импровизировал. И Нонна входила в глубину разных образов, очень проникалась и работала очень достоверно – тоже и импровизируя, и анализируя. Делала это с удовольствием, быстро перевоплощалась. Было очень приятно смотреть, как она работает, эта фотосессия – как маленький спектакль. Работа была проведена большая. Нас всех объединяла любовь и уважение, дотошное отношение в мелочах…



— Я знаю, что у Гришаевой есть личная вещь самой Людмилы Марковны…
— Да, это шикарный чёрный пиджак, расшитый стеклярусом, от Валентина Юдашкина. После того, как муж Гурченко Сергей Сенин увидел Нонну в спектакле о Люсе, он пригласил её в музей-квартиру и предложил выбрать любую вещь из гардероба Людмилы Марковны. Нонна выбрала именно этот жакет, в котором иногда выходит на сцену и который, конечно, тоже нашёл своё место в нашей фотосессии.
— Звучала ли во время съёмок какая-то музыка?
— Конечно, звучали песни Гурченко, звучал её голос, всё было довольно тихо и ненавязчиво, но очень вдохновляло актрису. Ведь те образы, которые мы создавали, — это не только одежда и украшения. Особая пластика Людмилы Гурченко, её мимика, жесты – всё это входило в съёмку. Но при этом перед камерой оставалась сама Нонна Гришаева – яркая, самобытная, удивительная, умеющая моментально перевоплощаться, драматическая, когда это было нужно. Нам хотелось войти в образ Людмилы Марковны бережно, без помпезности, без шлейфов, без такой бродвейской подачи, а сделать её камерной, естественной, хрупкой, яркой, разнообразной. Потому что сама Гурченко была великой актрисой перевоплощения, творец и необыкновенно талантливый человек. Ей можно было верить всегда и во всём.
— Фотографии и образы получились просто бесподобные! Будет ли выставка именно этого фотопроекта «Люся. Прикосновение…» в юбилейном году Гурченко?
— Очень хотелось бы сделать выставку – чтобы были большие интересные портреты. Конечно, всего не покажешь, потому что материала очень много и весь он очень яркий и очень выразительный!
