29 марта, Пятница

Олег ИВАНОВ: «Песню «Товарищ» я сочинил за три минуты!»

Совсем скоро исполнится 50 лет песне композитора Олега Иванова на стихи Александра Прокофьева «Товарищ», а строчка «хлеба горбушку – и ту пополам!» стала уже просто афоризмом, крылатой фразой.

— Олег, а как судьба Вас занесла сначала в медицину, потом в музыку?

С Аидой Ведищевой.

— Всё начиналось в Алтайском мединституте, куда я поступил в 1965 году в Барнауле, и уже в это время стал писать свои первые песни. А на 5-м курсе меня однажды спросили, есть ли у меня песни на стихи поэта Александра Прокофьева, а я ответил, что и имени такого не знаю! Друг-однокурсник подарил мне небольшой сборник избранных стихов Прокофьева, я его дома открыл – и прямо на второй странице нашёл стихотворение «Товарищ», написанное чуть ли не в 20-е годы. Тут же наметил для себя, где будут запевы, где припев, сел за пианино, поставил перед собой книжечку – и сразу спел, от первой до последней строчки! Вот это было всё сочинение – оно длилось ровно столько, сколько длится сама песня, чуть больше трёх минут, просто на одном дыхании! Сначала песня исполнялась у нас в институте – я все шесть лет учёбы руководил студенческим эстрадным ансамблем. Потом стала звучать в Барнауле, в студенческой среде. Я дружил со своими московскими коллегами – композиторами Сергеем Дьячковым и Теодором Ефимовым. В очередной свой приезд в Москву во время студенческих каникул мы с Серёжей пришли к Теодору, играли друг другу свои новые песни, я показал в том числе и «Товарищ». Ефимов послушал, взял у меня клавир и сказал, что покажет песню Аиде Ведищевой – в то время он как раз был музыкальным руководителем её ансамбля. Серёжа Дьячков удивился – ведь он слышал эту песню только в исполнении ВИА, где были только мужские голоса. А Ефимов ответил: «Я знаю возможности Аиды – она это споёт!» И она спела – да как! Когда спустя какое-то время в Москве проходил конкурс комсомольской песни радиостанции «Юность», посвящённый 25-летию Победы, Ведищева пришла к старшему музыкальному редактору «Юности» Ирине Зинкиной и сказала, что есть классная песня, которая как нельзя лучше соответствует девизу конкурса. Приём песен был уже закончен – но надо знать Аиду! Если она в чём-то уверена, она доведёт любое дело до конца, чего бы это ни стоило! Она записала «Товарищ» в профессиональной студии специально для радио – до этого-то пела её только на своих концертах. Председателем жюри конкурса была Александра Николаевна Пахмутова. Первое место тогда не было присуждено никому, а «Товарищ» разделил 2-ю премию вместе с песней «Гитара и труба» Яна Френкеля. Буквально после первого же эфира песня пошла в народ. «Я песней, как ветром, наполню страну …» — вот так буквально ветром в 1970 году она и полетела над страной. Я очень благодарен за это Аиде Ведищевой, я очень благодарен Льву Лещенко, который тоже взял эту песню в свой репертуар и победил с ней на конкурсе артистов эстрады в Москве уже в июне — и после этого обязательно исполнял её во всех концертах, где участвовал как солист Гостелерадио СССР. Я – студент мединститута, с отцом сижу дома, в Барнауле, смотрим по телевизору какой-нибудь праздничный концерт, а там диктор торжественно объявляет на всю страну «Композитор Олег Иванов, стихи Александра Прокофьева…» Представляете, как приятно? По окончании медицинского института я приехал в Новосибирск, стал работать врачом «Скорой помощи» и сразу поступил в Новосибирскую консерваторию в класс композиции, чтобы учиться профессиональному сочинению музыки.

— В 2018 году Вы были номинированы на Премию Союзного государства в области литературы и искусства за цикл песен для ансамбля «Сябры». А как произошло Ваше знакомство с белорусскими исполнителями?

— Начиная с 1973 года, я плотно работал с поэтом Львом Ошаниным. Мы написали несколько песен и однажды показывали их на худсовете фирмы грамзаписи «Мелодия». Песни приняли, мы стоим в коридоре и обсуждаем, кому из исполнителей могли бы их предложить. И тут к нам подходит приятный молодой человек и говорит, что он руководитель ВИА «Верасы» Василий Раинчик. Мы и отдали ему все эти песни, которые его ансамбль прекрасно исполнил. Потом эти песни вышли на пластинках огромными тиражами. Особенная удача была – песня «Талая вода», именно «Верасы» были её первыми исполнителями, а потом она вошла в репертуар Сергея Захарова. В 1978 году я познакомился с поэтом Анатолием Поперечным, он сразу мне дал стихи, написанные им по мотивам рассказа Куприна «Олеся». Я вернулся в Новосибирск и как-то очень быстро написал песню «Олеся». Мы с ним оба предполагали и знали только один ВИА, который мог бы её исполнить – это «Песняры». Но позже выяснилось, что в их репертуаре уже есть такая «жемчужина» — песня на стихи Игоря Лученка «Олеся» и вторая песня подобной тематики им была уж точно не нужна. А в Гомеле существовал молодой профессиональный коллектив, который уже готов был выйти на всесоюзную сцену – но у ребят не было какой-то «своей» песни. Так «Олеся» оказалась в репертуаре ВИА «Сябры». Потом мы долго и много с ними сотрудничали, прониклись друг к другу симпатией и уважением. Мало того, я узнал, что с Анатолием Ярмоленко мы родились в один год и в один месяц – в ноябре 1947-го! Сейчас в их репертуаре не один десяток моих песен. Самые известные, кроме «Олеси», — это «Печки-лавочки», «Завалинка», «У криницы», «Мамин крестик», «Глухариная заря…»

— Кстати, после песни «Олеся» в России тоже появилось много девочек с таким именем.

— Да, ко мне до сих пор подходят на концертах и говорят: «Знаете, а меня назвали Олесей после вашей песни!»