В театре «Современник» прошло мероприятие, посвящённое 90-летию главного режиссёра и художественного руководителя театра Галины Борисовны Волчек. В день её рождения в знаменитом здании на Чистых прудах собрались известные актёры, режиссёры, телеведущие. Они ознакомились с фотовыставкой, где Галина Борисовна царила в кругу друзей, соратников, почитателей и зрителей. А потом был показан спектакль «Галя. Волшебная история» – летопись становления легендарного коллектива, рассказанная эзоповым языком.
Галина Волчек окончила Школу-студию МХАТ. Сразу после этого она, Игорь Кваша, Олег Табаков, Лилия Толмачёва и другие артисты во главе с Олегом Ефремовым основали «Студию молодых актёров», впоследствии ставшую театром «Современник». В 1972 г. Олег Ефремов поддался на уговоры тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой и ушёл поднимать из руин МХАТ. Волчек стала главным режиссёром, а затем художественным руководителем «Современника». Из 63 лет, проведённых в театре, 47 лет она стояла во главе коллектива, поставив более 30 спектаклей. Народный артист России Всеволод Николаевич Шиловский, присутствовавший на мероприятии, так оценил значение Галины Борисовны для театрального искусства страны:
– Она совершила подвиг – второй раз родила «Современник». На пустом месте! Это творческий подвиг. Такой силы, чтобы повести за собой людей, я в своей жизни больше не встречал. Вот что такое для меня Волчек. Уникальный художник, женщина, режиссёр, мать, подруга, педагог.
Фотовыставка в фойе «Современника» иллюстрировала сказанное Всеволодом Николаевичем. Вот Волчек со своими коллегами, учениками и друзьями – Валентином Гафтом, Ольгой Дроздовой, Екатериной Уфимцевой. С несравненной Мариной Неёловой, знаменитым американским драматургом Артуром Миллером и Василием Мищенко. Волчек – с рабочими «АвтоВАЗа» в период создания спектакля «Погода на завтра», вот с молодым Олегом Табаковым в строительной каске и другими актёрами во время гастролей «Современника» в Нижнем Тагиле. Как кульминация фотоспектакля – общий снимок труппы в 1970 году: Галина Волчек, Игорь Кваша, Андрей Мягков, Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков, Олег Табаков, Валентин Никулин. Молодые, красивые, гениальные, ушедшие от нас…
Своими мыслями о Галине Борисовне Волчек поделился народный артист России, новоиспечённый председатель Союза театральных деятелей Владимир Машков:
– Мне невероятно повезло, я знал Галину Борисовну всю свою жизнь, начиная с первых работ в кино – с фильма «Лимита», режиссёром которого выступил Денис Евгеньевич Евстигнеев, сын Волчек. Галина Борисовна приходила к нам на съёмки, очень благосклонно ко мне относилась.
Когда я стал художественным руководителем Театра Табакова в 2018 году, не было дня, чтобы мы не встретились с Галиной Борисовной, не поговорили. И до 26 декабря 2019 года, до её ухода, мы были в невероятном сотрудничестве. Она рассказывала мне всё, что знала о театре, она, как никто, представляла, что такое актёр, актёрская профессия. Галина Борисовна всегда боялась преподавать, её много раз приглашали, но она отказывалась. А вот в 2018 году, узнав про нашу театральную школу, пришла к нам, познакомилась с ребятами. И провела серию мастер-классов, которую мы записали на видео. Она была настолько увлечённой, так напитывала жизнью наш театр! У нас были большие задумки с Галиной Борисовной. Но судьба управилась неумолимо. Она ушла, я считаю, в самом расцвете творческих сил, несмотря на недуги, болезни, она была переполнена творчеством и желанием продолжать свою театральную деятельность. Смерть Галины Борисовны Волчек была для меня одной из самых больших трагедий.
Известная актриса Ольга Родина, играющая в «Современнике» в таких спектаклях, как «Идеальный расчёт», «Сторителлинг», «Три товарища», «Огниво», «Крутой маршрут», рассказала мне о съёмках документального фильма режиссёра Андрея Истратова «Галина Волчек. В поисках интонации», в котором принимала участие как соавтор сценария и актриса наряду с Владиславом Ветровым, Алёной Бабенко, Иваном Стебуновым и Виктором Тульчинским. Фильм – о становлении «Современника», о деятельном участии в этом процессе Галины Волчек, о спектаклях и фильмах, в которых она принимала участие, о роли в её жизни знаменитых режиссёров Григория Михайловича Козинцева и Михаила Ильича Ромма. О том, что судьба «Современника» – это не локальная история отдельного театра, а глобальное явление в культурной среде не только нашей страны, но и всего цивилизованного мира. Фильм Андрея Истратова должен выйти в январе на канале «Культура».
Затем все гости переместились в зал, чтобы посмотреть спектакль-посвящение «Галя. Волшебная история» режиссёра Ивана Комарова. В основу сюжета легли события из жизни Галины Борисовны и воспоминания современников. Жанр определили как «почти сказка» – с множеством аллегорий, иносказаний, ярких метафор. Девочка Галя живёт в Стране холодных ветров и однажды отправляется в путешествие, где знакомится с друзьями – Шефом, Котом, Умником, Панком, Квашонком и Хозяюшкой. Под масками этих персонажей спрятаны реальные люди, создатели театра «Современник», который в спектакле называется «Своевременником»: Олег Ефремов, Олег Табаков, Виктор Сергачёв, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва. Есть ещё ведьма Фурц – то есть министр культуры Екатерина Фурцева, Михаил Ильич – Михаил Ромм, Отец – Борис Волчек и другие, менее значимые персонажи.
Как и полагается в сказке, все препоны на пути друзей создаёт злая ведьма – Фурц – Фурцева. Но ведь так оно и было в действительности. Например, довольно значительный кусок действа посвящён истории запрета спектакля «Большевики», когда на переговоры к «царице» Екатерине Фурцевой был отправлен Олег Табаков, которому каким-то чудом удалось убедить власть предержащую разрешить постановку. Впрочем, Фурцева в реальности часто и выручала основателей «Современника», защищала их сценические эксперименты. В целом их взаимоотношения были как у влюблённых в спектакле «Двое на качелях», который в 1962 г. поставила всё та же Галина Волчек. То назад, то вперёд, то в прошлое, то в будущее, то холодно, то горячо, то поцелуй, то укол. Характерен в этом смысле и для нашего времени диалог двух героев спектакля «Галя. Волшебная история»: «Она хочет отменить музыку». – «А что же мы будем слушать?» – «Колдуна Шамана»… Острый язык, конечно, в традициях «Современника» ещё со времён спектакля-памфлета «Голый король».
После спектакля я спросил знаменитого музыканта и режиссёра Гарика Сукачёва о том, какую роль в его жизни сыграла Галина Волчек.
– Я всегда чувствовал очень личное, тёплое отношение Галины Борисовны ко мне, – ответил Гарик. – Познакомил нас Миша Ефремов 15 лет назад. Сначала я поставил «Анархию». А потом, ещё до пандемии, Волчек снова позвала меня в театр и спросила – может, ты ещё что-то у нас сотворишь? Я ответил, что с удовольствием! И поставил «Сашашишин» по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина, или История одного убийства».
Мы с ней много общались по-человечески, говорили обо всём. Мы не были безразличны друг другу, я видел, что она меня любит, и я её всегда любил: как женщину, человека, не только как художественного руководителя и режиссёра. Незадолго до смерти Галины Борисовны мы с Мишей Ефремовым были у неё на даче, ели арбуз.
– Она выращивала арбузы на своей даче?
– Нет, покупной. «Ешьте, мальчишки!» – сказала Волчек.
– А какой у неё был характер? Некоторые говорят, что Волчек была иногда строгой, даже жёсткой…
– Понимаете, я же не работал с Галиной Борисовной как актёр. В моём случае, наоборот, она никогда не вторгалась в то, что я делаю, не давала советов по профессии. Наши отношения были очень тёплыми, мне кажется, она всегда верила в меня. И мне, конечно, не хватает сейчас Галины Борисовны. Уходят близкие люди, которые участвовали в твоей судьбе, изменяли её. Поколение уходит, их остаётся всё меньше и меньше.
– Как Галина Борисовна справила бы своё 90-летие?
– Думаю, как обычно, в Малом зале. Была бы хорошая вечеринка, актёры сделали бы капустник. Как всегда это и бывало в театре «Современник».
argumenti.ru